Урок-конспект по картине В. М. Васнецова "Три Богатыря"

Цель урока

Познакомиться с творчеством художника Виктора Васнецова.

Задача урока

Описание картины и подготовка учащихся к последующему заданию написать сочинение-описание по картине.

Оборудование для учителя: портрет художника Виктора Васнецова, репродукция картины «Богатыри».

Оборудование для учеников: тетради.

Ход урока:

  1. Организация работы класса.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Изучение нового материала:

Рассказ учителя о художнике и его картине.

Виктор Васнецов родился 3 мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии. Отец его был священником. У художника было пять братьев, один из них, младше на восемь лет, тоже стал художником. По возможности Васнецов развивал свой талант, и слава о художнике росла.

После триумфальной персональной выставки 1899 года, где публика впервые увидела «Богатырей», мастер стал знаменит.

Теперь о самой картине. Это полотно занимает особое место в творчестве художника. Работа над ним продолжалась около 30 лет. Картина в какой-то мере стала смысловым ядром выставки Васнецова.

Первая выставка оказалась для него судьбоносной. Обратите внимание на детали картины. Внимательно присмотритесь к изображению Ильи Муромца. Художник воспроизвел колористические основы металлических частей амуниции и кафтана. Также он вручил своему герою булаву. Васнецов изобразил его простым бесхитростным человеком и, естественно, могучим воином. Великодушие и благодушие сочетаются в Илье Муромце со спокойной силой и боевым опытом. Добрыня Никитич написан художником так, как он представлен в народном эпосе.

Главными его характеристиками были опытность, мужество, предусмотрительность, а также образованность. Множество чудес связано с образом этого богатыря. Васнецов изобразил, как Добрыня, в любой момент готовый броситься в бой, решительно вынимает свой меч. Как гласит легенда, меч тот от самого Змея Горыныча, а значит, заговоренный. Картина знаменитого Васнецова наполнена психологическими деталями.

Если вы присмотритесь внимательнее, то заметите такую деталь, как гусли, что прикреплены к седлу еще одного героя ― Алеши Поповича. Такая, на первый взгляд, незаметная деталь подсказывает зрителю, что этот богатырь не только храбрый воин, но и гусляр, песенник и весельчак.

Обратить внимание стоит и на линию горизонта, которую изобразил художник. Она специально расположена достаточно высоко, в результате чего зритель смотрит на богатырей снизу вверх. Этот акцент был сделан и для того, чтобы показать землю, которую так отчаянно защищали изображенные герои.

Итог урока

Подводя итог, можно сказать, что художник, изображая богатырей, уделил достаточно внимания таким деталям, как кольчуга, меч и даже упряжь (массивная металлическая цепь указывает на строптивость нрава коня Ильи Муромца). Именно они делают героев могущественными в глазах зрителя. При этом небольшие, но не менее важные детали, такие как гусли, подчеркивают доброту и веселый характер богатырей, что делает их образы еще позитивней.

  • Обсуждение картины с учениками: учитель может спросить о впечатлениях учеников, а также о том, что они знают о богатырях.
  • Задание ученикам: написать сочинение-описание по картине.

Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.